Щебеночный балласт получают, как правило, из таких твердых горных пород как гранит, диорит, сиенит и др. Он обладает такими характеристиками как долговечность и прочность, имеет высокую сопротивляемость осадкам. Особое строение частиц данной разновидности щебня обуславливает его высокие дренажные свойства. Щебень балластный используется при строительстве и ремонте железнодорожных путей.
Общая информация
Свойства балластного щебня:
- К важному преимуществу балластного щебня следует отнести и его высокую морозостойкость.
- Прочность качественного щебня для балластного слоя железнодорожного пути не изменяется со временем. Балластный щебень обладает такими характеристиками как долговечность, прочность. Он имеет высокие показатели сопротивляемости осадкам.
- Также балластный щебень обладает дренирующими, упругими свойствами. Его особенностью является то, что он не проводит электричество.
- Способность поглощать и удерживать воду – это основное требование для балластного щебня. Водопоглащение – свойство, которое может быть как желательным, так и нежелательным в зависимости от цели использования материала.
Щебень высокого качества обладает малым водопоглащением, что позволяет использовать его в качестве дренажа при сооружении балласта для железнодорожного пути. Насыпная плотность или удельный вес такого щебня составляет 1200 кг/м3. Лещадность — важная характеристика щебня, которая характеризует форму зерна продукта.
Основные требования к балластному щебню
Основной задачей балластного слоя является восприятие давления производимого шпалами.
- Данный материал обладает особыми специфическими физико-химическими характеристиками, которые обуславливают его применение в строительстве железных дорог и других сферах.
- Материал для балластного слоя должен быть прочным и не реагировать на механические действия, не поддаваться деформации, быть устойчивым к сильному давлению. Он ни в коем случае не должен измельчатся, когда его будут уплотнять, не должен пылить.
- Для балластного щебенчатого материала существует специальная система маркировки, которая поможет легко сориентироваться при выборе.
Преимущества и недостатки
Преимущества:
- Помимо того, что данный слой принимает на себя все давление, он равномерно распределяет его по всей поверхности.Балласт повышает устойчивость шпал, помогает уменьшить влагопоглощение.
- У данного продукта срок годности не ограничен. Вышеперечисленные свойства позволяют использовать его в качестве дренажа при сооружении балласта железнодорожного пути.
- Балластный щебень повышает устойчивость шпал.
Недостатки:
- Щебень, производимый из слабых осадочных пород, имеет малый индекс истираемости, из-за этого срок службы балласта сокращается.
- При уплотнении слабые осадочные породы превращаются в пыль.
- Выпыливание в процессе эксплуатации.
- При застаивании воды на балластном слое ухудшается его качество. Балластный щебень повышает устойчивость шпал
Область применения
Балластный щебень широко применяется в строительстве железных дорог. Для обустройства железных дорог от первого до третьего классов допускается применение щебеня из твердых пород марки И 20. Буква «И» характеризует истираемость, а цифра показывает процент потерь по массе материала. Может использоваться материал марки У75. Где «У» – удар, а цифра – условные единицы копровых испытаний. На путях четвертого и пятого классов можно применить щебень средней твердости марки И 40 или же У 50. Данный материал получается вследствие измельчения горных пород.
Щебень низкого качества, который изготавливается, из слабых осадочных пород неэкономен и неэффективен по той причине, что он слишком быстро изнашивается и теряет свои необходимые свойства. В таком материале присутствует много частиц мелкой фракции.
Для укладки дорожных путей первого класса используется балластный щебень только высокого качества, с большой прочностью.
Основной задачей балластного слоя является восприятие давления воспроизводимого шпалами. Помимо того, что данный слой принимает на себя все давление, он равномерно распределяет его по всей поверхности. Щебеночный балласт повышает устойчивость шпал. Во избежание переувлажнения основной площадки нельзя допускать, чтоб влага длительное время прибывала на поверхности балластного слоя.
В настоящее время требования к балластному щебню для строительства дорог первого – третьего класса ужесточились.
При выборе балластного щебня стоит обратить внимание на такие характеристики как поглощение влаги, зерновой состав, насыпную плотность или удельный вес. Во время закупки строительного материала – щебня для балластного слоя железнодорожного пути, данную статью можно смело использовать как информационную методичку. Делайте правильный выбор, который поможет сэкономить финансы.
Срок службы
В первое время эксплуатации балласта происходит стабилизация слоя, интенсивное накопление остаточных деформаций пути.
- После утрамбовки зерен балластного слоя и снижения количества пустот в призме наступает основной период использования балластного слоя. В этот период деформационные изменения могут случаться из-за выдавливания щебня в шпальные ящики.
- В процессе загрязнения балластного слоя примесями наступает третий период интенсивного увеличения распределенных по длине пути деформационных изменений.
- При изготовлении материала из прочных пород массовая часть твердых горных компонентов составляет 100%, а при изготовлении щебня из пород иного происхождения, например, вулканических, массовая часть прочных балластных компонентов составляет около 50 %.
- Срок службы высококачественного балластного щебня марки И 20 практически не ограничен.